Азы моря от [-UNION-] CHITA
Выкладываю статью, которую в 2008 году написала и опубликовала, замечательная мореманка и очаровательная чемпионка [-UNION-] CHITA Ее вклад в развитие казакерского движения, тактики и стратегии очень большой, скажем ей спасибо и займемся чтением и изучением статьи
1) Подготовительная стадия (фундамент)
2) Развитие (стены)
3) Боевые действия (крыша)
Подготовительная стадия
«Море» это единственная номинация, которая дает возможность в полной мере подготовиться к предстоящему бою (от тренировки с компьютером к просмотру записей игр игроков на этой карте).
На подготовительном этапе я рекомендовал бы несколько раз потренировать старт игры и расстановку портов! если с развитием более-менее понятно, то к строительству портов нужно отнестись серьезно, благо, что на стадии подготовки к игре, у нас есть на это масса времени.Порты необходимо строить так, чтобы зоны буйков не пересекались!
Например, как это видно на рис.1, зоны буйков пересекаются, это не правильно

а вот так правильно:.

на этом рисунке зеленым показаны как максимально близко могут находиться буйки. Это очень важный момент, поскольку:
а) в пт два «нормальных» порта позволят добыть больше пищи, чем сдвоенные;
б) после пт, например, при заказе 100 яхт (по 50 на порт) - из двух "нормальных" порт 100 яхт уже выйдут в боевой готовности, а при сдвоенных портах на это же время будет только 50 (остальные 50 в заказе).
Останется только расставить яхты вдоль Ваших портов и расстреливать их поодиночке.
На маленьком острове порты строятся максимально близко к берегу в целях экономии места для других зданий, на крупных островах следует оставлять место для постройки башен и здесь нужно не переусердствовать, потому что максимальное количество башен будет около 22-24 шт .. Остальные порты строятся также максимально близко к берегу.
Башни нужно строить в пропорции 70% на боевой стороне-30% в тылу, конечно, точно соблюсти пропорции не удастся, но к этому нужно стремиться.
Я не зря остановился подробно на расстановке портов в подготовительном периоде, так как именно на этой стадии, на тренировке Вы можете запомнить рельеф и каждое выступление суши. В моих играх видно, как быстро и почти незадумываясь, я расставлять свои порты, а теперь присмотритесь и попробуйте найти сдвоенные :)
Итак, мы хорошо стартуем и расставляем порты, идем дальше. На следующем этапе я обязательно хотя бы один раз доиграется до конца пт и ... делаю «сейв» и начинаю изучать место сражения.
а) необходимо определиться-из скольких портов будут строиться Ваши яхты? забегая вперед скажу, что на 80% карт оптимальным числом считает 15 портов (автор [GOTT] PriZrak), на маленьких картах их может быть и меньше (но не менее 13), а на больших больше (но не более 18);
б) следует отметить для себя расстояние от берега до золотых шахт не только у противника, но и в себе (откуда получат галеры и где их расставить). Вообще я бы рекомендовал поставить себя на место противника и подумать, как он будет действовать.
Если карта с нейтральным островом, то я настоятельно рекомендую занять этот остров и застроить портами, хотя нужно учитывать, что, отвлекаясь на захват нейтрали, Вы несколько отстает в развитии, но в дальнейшем догонит и перегонит соперника, а также получите огромное стратегическое преимущество.
Развитие
На данном разделе я не буду останавливаться подробно, потому что сама развиваюсь довольно посредственно, но коснусь лишь некоторых нюансов.
1) Всем понятно, что чем быстрее начнут строиться лодки, тем лучше. Оптимальным вариантом я считаю 740 тик для заказа лодок. Сколько заказывать лодок? Здесь у каждого свой подход: некоторые думают, что и 10шт хватит, остальные 15 шт, а я предпочитаю около 20. Опытным путем при просмотре «Реков» видно, что я получу больше пищи, если у меня будет 20 лодок в порт, чем у соперника, в которого 15 лодок в порт, и разница будет 1-1,5 миллиона пищи. Я не претендую на истину в последней инстанции и Вам решать, сколько заказывать лодок и найти оптимальный для Вас вариант.
2) Если вы первый добыли 300-400 тысяч пищи, то можете продать ее на золото без повышения курса (автор [-RA-] BeloMor)
Сделать небольшое отступление: часто спрашивают, нужно двигать лодки когда они кучкуются? Однозначного ответа, как точно сказать, приносит крышкой лодок пользу, я не могу, но вот если вы раздвигаете лодки не правильно, то однозначно это может принести вред. На рисунке красным видно, как нужно двигать лодки, а на миникарте оранжевым как это делать не нужно:

3) Много вопросов возникает по прокачке шахт. На большинстве островов золотых 5 шахт: качаем сначала три, потом другие две. Но тут есть золотое правило! Необходимо понимать, что заниматься прокачкой шахт нужно только до 20 минуты! А после собирать ресурсы! т.е. по скорости игры видно, сколько шахт вы прокачает до 20 минуты: при медленной это может быть 2-3, а при быстрой все 5 не проблема. Опять же, если у Вас остался последний апгрейд шахты, но 20 минута прошла, то сделайте его, но это исключение! Если на острове 3-4 золотые шахты, после них качайте железо или уголь. Если скорость велика и вы закончили прокачивать 5 шахт задолго до 20 минуты, можете (но не обязательно) прокачивать угля или железо. Главное, чтобы прокачка шахт была закончена до 20 минуты!
4) с 20 по 25 минуты накапливаем и меняем ресурсы, строим башни, забиваем на горячие клавиши порты. Как уже говорилось-берем 15 (+ -3) центральных портов для яхт и по три с каждой фланга для строительства фрегатов, также некоторые выделяют на горячие клавиши тыловые порты (для быстрого перезаказа лодок в тылу). Желательно, чтобы, кроме портов с яхтами, у Вас оставалось 1-3 порта в центре свободных для заказа галер (в остальное время из них нужно выпускать транспортники).
5) 25 минут! Именно на этой минуте нужно заказывать европейские яхты (турецкие можно на минуту-две позже). Количество яхт зависит от того, сколько у Вас ресурсов (стремиться нужно к 1000 яхт и выше). Необходимо знать, сколько и чего менять. Например, для 1000 яхт нужно:
ресурсов на 1000яхт / пищи менее 6 млн / более 6 мил.
900 000 дерева / 2 ляма еды / 3-4 ляма пищи
450 000 золота / 1 лям еды + весь остаток камня / все остатки :)
150 000 железа / 1 лям пищи / 2 ляма пищи
200 000 уголь / 1 лям пищи / 2 ляма пищи
Отсюда видно, если у Вас есть в наличии более 6 миллионов пищи, то Вы можете заказать гораздо более 1000 яхт (иногда удается заказать и 1800!). Данная таблица примерная и здесь следует учитывать, что в 25 минуте у вас уже набежит чуть больше 250 тысяч золота и вам останется его только докупить.
Для особо ленивых я напишу, сколько примерно можно получить за 1 миллион пищи (цифры приблизительные и служат только для быстрых вычислений в уме):
дерево - 450 000
золото - 125 000
Железо - 225 000
Уголь - 225 000
Итак, 26 минута, яхты заказные, с каждого фланга строятся по три фрегата (вместе шесть), кстати, из этих же портов нужно выпустить куттера, я предпочитаю по 10 из каждого фланга.
Самое время вспомнить о свободных порта в центре. Сколько же нужно галер ближе к концу пт? Однозначного ответа никто не даст, я предпочитаю по 20-30 в центре и столько же на одном из флангов, есть вариант и за 50 галер на каждом фланге. Только играя и пробуя разные варианты, Вы найдете свой лучший вариант.
И вот уже время перемирия заканчивается, с 26 по 30 минуту:
а) делаем апрейды в академии! почему так поздно? потому что сначала яхты, потом апы (просто поверьте :))
б) доделываем апгрейды в башнях (начинать их апато нужно было с 20 мин);
в) проверяем-не забыли ли мы построить две кузницы, два рынка и два артдепо! это очень важно, потому как потеря кузнице или артдепо, обещает быстрый game over (все заказанные яхты просто пропадут), ну а о рынке вы сами знаете;
г) часть лодок с боевой стороны уничтожаем, часть отправляем к берегам соперника;
в) расставляем флот к границе. Важно до конца пт разделить весь свой флот на две или три группы в зависимости от рельефа острова (естественно, в каждой группе должен быть минимум один фрегат)! И так же, естественно, выделить каждую группу на горячую клавишу.
Боевые действия
Если Вы все сделали правильно и Ваш соперник силен, то в первые минуты после пт Вам будет сложно понять выиграете вы или проиграете. Здесь важно понять, что у Вас всего то четыре юнита:
1) Яхты
2) Фрегаты 17 века
3) Галери
4) Куттеры
Согласитесь-это намного меньше, чем на обычных стандартных опциях, и число их несравненно меньше.
Начнем бой ...
Вспоминаем свои горячие клавиши отрядами яхт и дружненько направляем эти отряды к берегам противника. Внимание! Если вы не расставили свои яхты до конца пт, то яхты так и поплывут кучей как стояли возле портов (а это очень плохо, потому что один взрыв яхты противника рядом с вашей кучей яхт уничтожит всю эту кучу целиком), а если вы их не расставили, и еще не направили к берегу противника, можете писать гг.
Маленький совет как быстро выделять яхты.
Допустим нам необходимо выделить все яхты на фланге, это просто, если они все в одном месте, а если нужно объединить те, которые уже стоят у берега противника, некоторые болтаются по середине и часть стоит у наших берегов, то это уже сложнее, я делаю так:
1) выделяю яхту
2) зажимаю Shift
3) зажимаю клавишу Z (иногда лучше не зажимать, а постоянно кликать)
4) нажимаю (не бросая) на миникарту в нужном для меня месте левую клавишу и начинаю водить мышкой на миникарте по скоплениям яхт которые нужно выделить в отряд (после того, как выделили, не забудьте добавить к отряду яхт фрегат :)).
Сложно понять в описании, но когда попробуете, сразу поймете.
Вернемся к бою.
Самое время вспомнить о наших Куттер (по 10 с каждой фланга): берем по 2-3 Куттер, ставим запретить атаку и задаем через клавишу Shift маршрут в тыл соперника. Если просто направить их в тыл, то Куттер поплывут по прямой и скорее всего застрянут в куче флота соперника, а если задать маршрут по краю карты, то скорее всего доплывут до места назначения. Допустим Вам повезло и Куттер смог пробраться в тыл, тогда необходимо задать патрулирование в местах добычи пищи (запрет атаки не снимать!). Чем больше пробралось в тыл, тем быстрее вы раздавите лодки! Если никто не пробрался, берем следующих подобное.
Кто то просил написать трактат по яхтам .... Очень грустно, но писать особо не о чем!
Алгоритм управления ими простой: выделяем яхты, добавляем фрегат, к портам, выделяем, к портам и т.д.. Нет никакого секрета (прямо как в мультике-кунфу Панда :))! Ваша задача только в том, что бы постоянно облагать берег противника и не допускать скопления Ваших яхт в кучи. Также берем фрегата 17 века по 4-5 шт и направляем через атаку до берегов противника. Яхты же наоборот просто отправляем, им ничего не нужно давить. До прибытия на место они буду просто плыть, а по прибытии начнут стрелять. Если Вы просто выделяете все яхты, добавляете к ним фрегат и расставляете между своим островом и островом противника, это грубая ошибка создает мнимое впечатление того, что Вы управляете яхтами. На самом деле Ваш конец очень близок. Кстати, если вы заметили, что соперник допускает скопления фрегатов в кучи (более чем по 5-6 шт), то старайтесь в таких местах расставлять 20-50 яхт (естественно, через фрегатик).
Главной задачей галер является уничтожение золотых шахт соперника! если они недосягаемы для них, то на конец пт галеры можно и не строить. Некоторые начинают уничтожать горцентра, я считаю это правильным, давайте подсчитаем: Пятый горцентра стоит 56 700 деревьев и 56 700 камня, четвертый соответственно 18900 дерева и 18900 камня, такие еще меньше. Даже если вы на старте успеете снести два Горцентра, то Ваши расходы (190 000 дерева, 22000 золота, 20 000 Железа) не окупят даже 20 галер, которые сначала бою погибают очень быстро. Естественно, что если Вы сможете получить хотя бы одну прокачано шахту, то конечно нужно уничтожить и рядом стоящих горцентра! Но Вы должны понимать, что Вашей целью является только прокачанные золотые шахты, все остальное дешево стоит и легко восстанавливается! При этом мы само собой рассматриваем вариант сильного соперника, у которого построены две кузницы и два рынка.
Через 5-15 минут после первого столкновения поле боя существенно поредеет от флота. Наступает момент, когда нужно оценить ситуацию, а вариантов всего то два: либо Вы прижали соперника к его берегу, или он Вас. Ни то, ни другое еще не победа, и не поражение :)
Вариант первый (ваш флот разбит)
Еще не все потеряно! Если вы делали все правильно, то причиной этого может быть только то, что противник заказал яхты большего количества портов, чем Вы, в таком случае Ваша первостепенная задача предельно проста :) Выстоять!) И самое главное-не потерять золотые шахты! Поверьте, сложно взорвать шахту 20-30 галерами, если противник постоянно контролирует ее ремонт. Одновременно старайтесь отбиться своими фрегатами, которые продолжают у вас строиться по флангам. Не пытайтесь сражаться яхтами! Все те крохи, которые упевают построиться и умудряются не погибнуть на месте, направляем к портам соперника, вот там их место, там они и должны стрелять! И все это вы должны делать почти одновременно! Сложно, но Вы сами виноваты, что попали в такую ситуацию! В данном случае время работает на Вас. Допустим у противника 20 портов строят яхты, а у Вас 15, будьте уверены, что у Вас в заказе будет еще 300-500 яхт, в то время как он выдохнется. Дальше ситуация будет аналогична варианту другого.
Вариант второй (Вы разбили противника и прижали его к берегу)
Это еще не победа! Безусловно, это благоприятная ситуация, но она может быстро поменяться, поэтому:
1) Как только вы заметили перелом в Вашу пользу, начинайте подавлять береговую оборону (башни)! Для этого прекрасно подходят ближайшие к башням яхты, берите по 10-20 штук и за пару залпов сносите башню;
2) мобилизуете свои свободные порты и заказываем галеры на бесконечность. Ваша задача в максимально быстрые сроки разбомбить ресурсную базу соперника, а это в первую очередь золотые шахты и лодки (лодки Вы должны были уже подавить). Если галеры не получают по шахтам, плывите в те места откуда получат, но ни в коем случае не стойте просто так! Если галер много, то часть пусть помогает сносить башни;
3) продолжайте облагать остров яхтами, а также расставлять по периметру на расстоянии выстрела фрегаты.
Если Вы все сделаете правильно и даже если противник и сможет перезаказать яхты в большом количестве, это будет его агонией.
Собственно и все. Хотелось бы только обратить внимание на перезаказ яхт: Вы должны думать о том, что Вам нужно перезаказать яхты уже тогда, когда у Вас в заказе еще штук 400-500 яхт. С этого момента вы должны максимально ограничить свои расходы, например, если Вы видите, что галерами вы особо ничего не добиваетесь, прекратите их производство, необходимо так же сократить производство фрегатов по бесконечности с 3 портов до двух в каждом фланге, а может быть даже по одному (зависит от ситуации). Вобщем необходимо сжать расходы. Безусловно, здесь важно не переборщить!
Теперь все и удачи Вам в море!)
Статью подготовила [-UNION-] CHITA